САМОУПРАВЛЕНИЕ |
Кто
в районе хозяин?
|
О том, как изменится управление столицей, рассказал на страницах «Российской газеты» заместитель премьера правительства Москвы
Анатолий Валентинович
Петров.
Предлагаем вашему вниманию эту публикацию (в сокращенном варианте).
|
|
Издательский
дом ПРЕНСА
Москва, Беговой проезд, 7.
|
|
Анатолий
Петров: "Это будет совсем другая
Управа"
— У мегаполисов есть особенности, с которыми нельзя не считаться. Когда, предположим, орган местного самоуправления города Коломны устанавливает свои коммунальные ставки, это понятно. У них своя теплоцентраль, своя электростанция, свои нормативы... А в Москве все станции соединены в единую систему. С какой же стати в одном районе объявлять одни ставки, а в соседнем — другие? А что будет, если в богатом муниципалитете учителям дадут высокую зарплату, а в бедном — маленькую? Ясно, педагоги побегут устраиваться на работу туда, где платят больше. Родителям с детьми бежать за ними следом?
К сожалению, теоретики нашего местного самоуправления пренебрегли и сложившейся практикой, и международным опытом. Под их давлением произошло вопиющее событие. Сформированные в 1997 году, а затем в 1999 году переизбранные районные власти (районные Управы) однажды утром проснулись органами местного самоуправления. Причем решение по этому поводу принял не законодатель — Московская городская Дума, как положено в правовом государстве, а Верховный Суд РФ. Такое могло случиться только в нашей стране. Ну а дальше пошло-поехало. Раз орган местного самоуправления, то мэр не имеет права назначать главу райуправы — теперь его должны избирать советники из состава районного Собрания. А кого избирать-то там? Нынешние советники — это учителя, врачи, руководители предприятий, которые избирались, чтобы что-то подсказывать администрации, нести социальный заряд от населения. Но они совсем не планировали профессионально заниматься муниципальной работой. Может быть, кто-то из них и не прочь бы встать во главе Управы, но нет для этого ни знаний, ни опыта.
— В соответствии с утвержденной на заседании правительства концепцией, вместо нынешних районных Управ в столице появятся Управы районов. Это не казуистика?
— Нисколько. Мы не хотим, чтобы москвичи страдали от очередной ломки структуры власти и гадали, к кому обратиться со своей проблемой. Как ходили, так пусть и дальше продолжают ходить в Управу. Но это будет совсем другая Управа, не имеющая ничего общего с нынешним никем не управляемым местным самоуправлением. Она станет третьим звеном в вертикали городской государственной власти — после правительства города и префектуры административного округа. Эта будет власть, которая, образно говоря, стоит на земле. Заниматься она будет содержанием жилого фонда, дворов и прилегающих территорий, торговлей, коммунальным, бытовым обслуживанием. Следить за состоянием дорог и остановок уличного транспорта. Ухаживать за зелеными насаждениями. Оказывать помощь пенсионерам и малообеспеченным гражданам. То есть заниматься всем тем, с чем москвичи сталкиваются каждый день. Убежден, что большинству горожан совершенно безразлично, как эта власть называется — государственной или местным самоуправлением. Главное, чтобы свои обязанности выполняла добросовестно.
— А на какие деньги Управы районов будут выполнять свои функции?
— Как и раньше, на средства целевых бюджетных фондов финансовых ресурсов развития территорий, которые есть и останутся у каждого района. Формируются они за счет арендной платы за нежилые помещения, рекламы, спонсорских средств и так далее. В целом Управы района на будущий год получат на исполнение своих функций более двух миллиардов рублей. А содержание их аппарата, как и раньше, профинансирует бюджет — по общей статье, предусматривающей расходы по содержанию органов государственной власти.
— Люди те же, деньги — те же... Откуда уверенность, что завтра они будут работать лучше, чем сегодня?
— Да потому что, превратившись в органы местного самоуправления, районные Управы формально, а где-то и фактически перестали за что-либо отвечать. В полном соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления совершенно самостоятельны, их работа не может контролироваться органами государственной власти. Получается парадокс. Извините, над мэром есть контроль, а над деятелями местного самоуправления нет. Никто не спросит, куда и на что они потратили деньги, взятые в виде дотаций, налогов, трансфертов.
Вот, например, сейчас у главы местного самоуправления Пресненского района Александра Краснова в целевом бюджетном фонде находится 65,8 миллиона рублей. Колоссальные для района деньги. Но на ремонт жилья он их не расходует, говорит, с какой стати я буду на ваше жилье тратиться? Точно так же про дороги и дворы... А вот на раскрутку своего имиджа борца за чистоту местного самоуправления средств не жалеет, газетку прикупил, где его речи и портреты чуть не каждый день печатают.
— А где же место местному самоуправлению, ради которого, собственно, и затевалась реорганизация? Прежние районные Управы ликвидируют?
— В том двусмысленном положении, в котором районные Управы находятся сейчас, думаю, им осталось работать недолго. Нынешние районы получат статус муниципальных образований. Избранные ранее советники, естественно, останутся. Им и решать, как дальше называться: муниципалитетом или районным Собранием.
— И чем же эти новоявленные органы займутся?
— Предлагается закрепить за ними 23 полномочия. Среди них — разработка планов и программ развития муниципального образования. Утверждение его бюджета и исполнение. Очень важно, чтобы вопросы всей жизни района муниципалитеты решали вместе с жителями. Где-то для этого придется восстановить, а где-то и заново организовать работу местных общин, комитетов и советов. К сожалению, в последние годы этому не уделялось должного внимания. А ведь по сути это и есть то подлинное местное самоуправление, которое всегда было в Москве. По предварительным расчетам, на выполнение полномочий муниципалитетам потребуется немногим более 180 миллионов рублей и еще примерно 250 миллионов рублей — на их содержание. Источники доходов для формирования этих средств в ближайшее время будут определены.
— Какой штат планируется в муниципалитетах?
— В каждом районе — по 4-6 человек. Глава муниципального образования, затем заместитель — вдруг что-то случится, кто-то бумаги должен подписывать? Раз будет бюджет, нужен экономист — бухгалтер. Плюс специалист по опеке, ну и секретарь, делопроизводитель...
— Не будет конфликта между Управами районов как «назначенцами» и новыми муниципалитетами — выборными органами?
— Нет основы для этого, так как полномочия совершенно различные. Каждый должен делать свою работу.
Подготовила Любовь Пятилетова
|