н о в ы й
Т И М
И Р Я З Е В Е Ц        Вернуться    

  № 7 (7) октябрь 2002       независимая газета Тимирязевского района   Тел./факс 945-53-20 

 
САМОУПРАВЛЕНИЕ 
Кто в районе хозяин?

О том, как изменится управление столицей, рассказал на страницах «Российской газеты» заместитель премьера правительства Москвы Анатолий Валентинович 

Петров. 

Предлагаем вашему вниманию эту публикацию (в сокращенном варианте).

Издательский дом ПРЕНСА       

Москва, Беговой проезд, 7. 

Тел. 945-53-20  


 

Анатолий Петров: "Это будет совсем другая Управа"

— У мегаполисов есть особенности, с которыми нельзя не считаться. Когда, предположим, орган местного самоуправления города Коломны устанавливает свои коммунальные ставки, это понятно. У них своя теплоцентраль, своя электростанция, свои нормативы... А в Москве все станции соединены в единую систему. С какой же стати в одном районе объявлять одни ставки, а в соседнем — другие? А что будет, если в богатом муниципалитете учителям дадут высокую зарплату, а в бедном — маленькую? Ясно, педагоги побегут устраиваться на работу туда, где платят больше. Родителям с детьми бежать за ними следом?
К сожалению, теоретики нашего местного самоуправления пренебрегли и сложившейся практикой, и международным опытом. Под их давлением произошло вопиющее событие. Сформированные в 1997 году, а затем в 1999 году переизбранные районные власти (районные Управы) однажды утром проснулись органами местного самоуправления. Причем решение по этому поводу принял не законодатель — Московская городская Дума, как положено в правовом государстве, а Верховный Суд РФ. Такое могло случиться только в нашей стране. Ну а дальше пошло-поехало. Раз орган местного самоуправления, то мэр не имеет права назначать главу райуправы — теперь его должны избирать советники из состава районного Собрания. А кого избирать-то там? Нынешние советники — это учителя, врачи, руководители предприятий, которые избирались, чтобы что-то подсказывать администрации, нести социальный заряд от населения. Но они совсем не планировали профессионально заниматься муниципальной работой. Может быть, кто-то из них и не прочь бы встать во главе Управы, но нет для этого ни знаний, ни опыта. 
— В соответствии с утвержденной на заседании правительства концепцией, вместо нынешних районных Управ в столице появятся Управы районов. Это не казуистика?
— Нисколько. Мы не хотим, чтобы москвичи страдали от очередной ломки структуры власти и гадали, к кому обратиться со своей проблемой. Как ходили, так пусть и дальше продолжают ходить в Управу. Но это будет совсем другая Управа, не имеющая ничего общего с нынешним никем не управляемым местным самоуправлением. Она станет третьим звеном в вертикали городской государственной власти — после правительства города и префектуры административного округа. Эта будет власть, которая, образно говоря, стоит на земле. Заниматься она будет содержанием жилого фонда, дворов и прилегающих территорий, торговлей, коммунальным, бытовым обслуживанием. Следить за состоянием дорог и остановок уличного транспорта. Ухаживать за зелеными насаждениями. Оказывать помощь пенсионерам и малообеспеченным гражданам. То есть заниматься всем тем, с чем москвичи сталкиваются каждый день. Убежден, что большинству горожан совершенно безразлично, как эта власть называется — государственной или местным самоуправлением. Главное, чтобы свои обязанности выполняла добросовестно.
— А на какие деньги Управы районов будут выполнять свои функции?
— Как и раньше, на средства целевых бюджетных фондов финансовых ресурсов развития территорий, которые есть и останутся у каждого района. Формируются они за счет арендной платы за нежилые помещения, рекламы, спонсорских средств и так далее. В целом Управы района на будущий год получат на исполнение своих функций более двух миллиардов рублей. А содержание их аппарата, как и раньше, профинансирует бюджет — по общей статье, предусматривающей расходы по содержанию органов государственной власти.
— Люди те же, деньги — те же... Откуда уверенность, что завтра они будут работать лучше, чем сегодня?
— Да потому что, превратившись в органы местного самоуправления, районные Управы формально, а где-то и фактически перестали за что-либо отвечать. В полном соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления совершенно самостоятельны, их работа не может контролироваться органами государственной власти. Получается парадокс. Извините, над мэром есть контроль, а над деятелями местного самоуправления нет. Никто не спросит, куда и на что они потратили деньги, взятые в виде дотаций, налогов, трансфертов. 
Вот, например, сейчас у главы местного самоуправления Пресненского района Александра Краснова в целевом бюджетном фонде находится 65,8 миллиона рублей. Колоссальные для района деньги. Но на ремонт жилья он их не расходует, говорит, с какой стати я буду на ваше жилье тратиться? Точно так же про дороги и дворы... А вот на раскрутку своего имиджа борца за чистоту местного самоуправления средств не жалеет, газетку прикупил, где его речи и портреты чуть не каждый день печатают. 
— А где же место местному самоуправлению, ради которого, собственно, и затевалась реорганизация? Прежние районные Управы ликвидируют?
— В том двусмысленном положении, в котором районные Управы находятся сейчас, думаю, им осталось работать недолго. Нынешние районы получат статус муниципальных образований. Избранные ранее советники, естественно, останутся. Им и решать, как дальше называться: муниципалитетом или районным Собранием.
— И чем же эти новоявленные органы займутся?
— Предлагается закрепить за ними 23 полномочия. Среди них — разработка планов и программ развития муниципального образования. Утверждение его бюджета и исполнение. Очень важно, чтобы вопросы всей жизни района муниципалитеты решали вместе с жителями. Где-то для этого придется восстановить, а где-то и заново организовать работу местных общин, комитетов и советов. К сожалению, в последние годы этому не уделялось должного внимания. А ведь по сути это и есть то подлинное местное самоуправление, которое всегда было в Москве. По предварительным расчетам, на выполнение полномочий муниципалитетам потребуется немногим более 180 миллионов рублей и еще примерно 250 миллионов рублей — на их содержание. Источники доходов для формирования этих средств в ближайшее время будут определены.
— Какой штат планируется в муниципалитетах?
— В каждом районе — по 4-6 человек. Глава муниципального образования, затем заместитель — вдруг что-то случится, кто-то бумаги должен подписывать? Раз будет бюджет, нужен экономист — бухгалтер. Плюс специалист по опеке, ну и секретарь, делопроизводитель...
— Не будет конфликта между Управами районов как «назначенцами» и новыми муниципалитетами — выборными органами?
— Нет основы для этого, так как полномочия совершенно различные. Каждый должен делать свою работу.
Подготовила Любовь Пятилетова

Hosted by uCoz