САМОУПРАВЛЕНИЕ |
Кто
в районе хозяин?
|
Оценку предстоящей реформе системы местного самоуправления дает заместитель председателя Тимирязевского районного Собрания
Сергей Евгеньевич Вдовин.
|
|
Издательский
дом ПРЕНСА
Москва, Беговой проезд, 7.
|
|
Сергей
Вдовин: "В Москве совершается
переворот"
— В Москве долгое время говорилось о необходимости создания полноценных органов местного самоуправления, и, наконец, началась реформа территориального управления городом. На данный момент она одобрена правительством Москвы, поправки в Устав г. Москвы внесены на рассмотрение Московской городской Думы. Суть этой реформы в следующем — нынешняя районная Управа делится на два органа: Управу района и орган местного самоуправления. Глава Управы района будет назначаться мэром Москвы. Как будут избираться органы местного самоуправления — пока непонятно (это должен определить закон г. Москвы).
— Как поделят полномочия «назначенцы» и выборные органы местного самоуправления?
— Практически все полномочия нынешней районной Управы передаются Управе района. Органы местного самоуправления предполагается наделить декларативно-незначительными полномочиями. Они будут иметь бюджет (для Тимирязевского муниципального образования он будет примерно в размере 370.000 руб.). Далее идут совершенно декларативные функции: о содержании и использовании жилищного фонда и нежилых помещений, находящихся в собственности муниципальных образований, об управлении муниципальной собственностью и т.д. (Но всем известно, что никакой муниципальной собственности сейчас нет, а серьезной не предвидится, даже здания районных Управ находятся в собственности города Москвы). Таким образом, муниципалитетам дано право управлять тем, что физически не существует. В области строительства у муниципальных образований будет только право внесения предложений по строительству социально значимых объектов. Куда пойдут эти предложения, никто особых иллюзий не питает.
— Неужели у выборных муниципальных образований не будет никакой реальной власти?
— Из более или менее реальных функций, под которые предполагается финансирование, будут: содействие (!) в организации регистрации животных, принятие решений по вопросам снижения брачного возраста, организация осуществления опеки и попечительства, принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних. И все! Даже контрольные функции муниципалитеты должны осуществлять во взаимодействии с государственными органами. А без них — ни-ни.
— Означает ли это, что фактически вся власть в районе сосредотачивается в руках госчиновников, назначенных «сверху»?
— Да. В Москве совершается переворот. Москвичи фактически лишаются конституционного права на местное самоуправление и самостоятельное решение вопросов местного значения. Местные интересы, интересы домов, дворов, микрорайонов теперь будет некому защищать. При принятии решений будут господствовать исключительно общегородские подходы, со всеми вытекающими отсюда последствиями: уплотнение застройки, отсутствие реальных возможностей для жителей повлиять на благоустройство дворов, работу милиции, поликлиник, школ и т.д.
Конечно, нынешние районные Управы — органы местного самоуправления также мало чего решали, а усилия советников районных Собраний, работающих на общественных началах и вынужденных разрываться между работой и отстаиванием интересов жителей, не всегда были эффективны. Но то, что процесс пойдет не по пути расширения полномочий, а в обратном направлении, казалось невозможным для города, претендующего быть столицей европейского государства.
Оптимисты скажут: это только проект, еще свое слово должны сказать депутаты Московской городской Думы, но их позиция прямо зависит от ответа на вопрос, а нужно ли жителям Москвы местное самоуправление или это только «бессмысленные мечтания» группы неравнодушных к местным нуждам людей? А есть ли в Москве гражданское общество, которое должно встать на защиту местного самоуправления? А что скажет об этой реформе президент РФ, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина?
Подготовила Елена Апраксина
|