ДОСУГ
И ТВОРЧЕСТВО |
Кладовые
истории
|
|
|
Издательский
дом ПРЕНСА
Москва, Беговой проезд, 7.
|
|
В позапрошлом номере «НТ», рассказывая о «подростковых войнах», мы вскользь коснулись одной чрезвычайно актуальной на сегодняшний день проблемы — это отсутствие у подростков интереса к какой-либо деятельности: будь то учеба, работа, занятия спортом и т.д., и, как следствие, — пустое времяпрепровождение. Как это ни обидно, но можно констатировать тот факт, что круг интересов большинства подростков очень ограничен: ребята из нормальных благополучных семей увлекаются преимущественно компьютерными играми, музыкой (вернее, прослушиванием музыкальных дисков) и просмотром видеофильмов. Что же касается «сложных» подростков, то единственной их забавой становится ежедневное «шатание-болтание» по району в компании себе подобных, с сигаретами и спиртными напитками. Расклад, конечно, очень приблизительный, но в целом отражающий существующее положение вещей: сегодня мало школьников, интересы которых выходят за рамки двора, банальных «Звездных войн» и «Цивилизаций». Именно поэтому мы решили рассказать нашим читателям о старшеклассниках, занимающихся интересным и нужным делом — изучением и реконструкцией истории. Возможно, эта статья найдет отклик в чьей-нибудь душе, поможет другим ребятам открыть для себя новую, насыщенную интересными событиями жизнь.
Все началось с уроков Сергея Дмитриевича Марнова — учителя истории школы № 238. Именно благодаря творчеству этого замечательного педагога несколько школьников (о них-то и пойдет речь ниже) серьезно заинтересовались изучением прошлого. Сначала просто много читали и обсуждали прочитанное, дальше — возникло желание смастерить такие же изделия, которыми пользовались наши предки: подержать в руках меч, надеть шлем, кольчугу, примерить праздничный пояс. Чтобы изделия действительно повторяли оригинал, ребята дневали и ночевали в историческом музее, подробно рассматривая и зарисовывая предметы, пришедшие из глубины веков. Читая старинные предания, былины, постигая основы древних ремесел, школьники по-новому — не по учебникам, а на собственном опыте — открывали для себя историю. «Ну, кто из детей в детстве не мастерил луков и копий, кто не зачитывался историями о ратных подвигах русских богатырей», — скажут скептики. И ошибутся. То, чем занимаются герои нашего повествования, не игра, не развлечение, а настоящее дело, в основе которого лежит благородная задача — воссоздать ушедшие традиции наших предков и обогатить ими жизнь современного поколения.
С этой целью ребята решили организовать в районе военно-патриотический клуб, основной задачей которого будет изучение и воссоздание исторического прошлого нашей страны. «Если удастся найти для клуба помещение, — говорит Анастасия Рожкова (школа № 216, 11 А класс, один из лидеров создающегося молодежного центра), — появится возможность привлечь к нашей деятельности больше желающих: есть хорошие люди, готовые помочь заинтересованным ребятам в изучении русского фольклора, старинных боевых искусств, письма, живописи. Думаем проводить выставки, рассказывающие о древних ремеслах. Как и другие клубы по реконструкции истории, мы планируем участвовать в международных турнирах, где, кроме воинского мастерства, на суд жюри предстают стилизованные под эпоху костюмы и оружие собственного производства».
В том, что в клубе пусто не будет, Настя даже не сомневается — уже сейчас столько заинтересованных школьников, что, когда собираются все вместе у кого-нибудь на квартире, не хватает места, поэтому, пока тепло, ребята приходят общаться в Тимирязевский парк. Здесь спорят о прошлом России, обсуждают ее будущее.
По словам Игоря Васильева, студента МАИ, а также одного из организаторов клуба, уже сейчас он и его друзья накопили богатый ремесленный опыт, а вот передать его желающим пока не представляется возможным — нет мастерской, работать приходится урывками: то у кого-то на даче, то дома, то в том же парке. Проблема понятная: далеко не каждые соседи согласятся весь день слушать звон пилы да стук молоточков по наковальне, пусть даже результатом такого «концерта» будут красивые ремесленные изделия. Для юных школьников такие предметы могут быть своего рода иллюстрацией к урокам истории, но не на бумаге, а в действительности: ведь их можно не только посмотреть, подержать в руках, но какие-то — даже попробовать сделать самим.
Медь — материал благодарный. Совсем немного времени нужно, чтобы изготовленное из него изделие покрылось специфическим налетом — патиной, скрывающим истинный возраст предмета. Я кручу в руках изготовленный Игорем изящный гребень в форме ладьи, осторожно провожу пальцами по позеленевшим «от времени» зубцам и невольно испытываю трепетное чувство приобщения к прошлому. В такие минуты отчетливо понимаешь — для бесконечности мелочей не существует: все имеет свое значение, свою, пускай и незаметную на первый взгляд, роль во вселенском действе. Понимаешь, что твоя жизнь так же вливается в историю, как один из маленьких пазлов создает целостную картину, а значит, ты сам несешь персональную ответственность за то, чем наполняешь каждый свой день, что вложишь в кладовые истории.
Екатерина Аркуша
Вернуться на главную страницу
|