НА
АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ |
Депутат
Госдумы Сергей Митрохин:
Реформу
ЖКХ - людям, а не чиновникам
|
|
НОВОСТЬ
ОАО «Мосэнерго» Перестало быть монополистом
4 марта на очередном заседании Комиссии МГД по экономической политике был рассмотрен вопрос о деятельности Московского городского энергоснабжающего предприятия ГУП «Мосгорэнерго».
Городская специализированная организация ГУП «Мосгорэнерго» появилась во исполнение распоряжения правительства Москвы от 23.09.2002 года в целях формирования и развития в городе эффективного розничного рынка электроэнергии. Появление конкурирующей «Мосэнерго» организации вызвано прежде всего экономическими причинами. Одна из них, например, заключается в том, что город вынужден был безвозмездно отдавать на баланс монополиста, каковым являлось ОАО «Мосэнерго», построенные на бюджетные средства инженерные коммуникации. Такое положение дел приводило к тому, что город нес убытки, а коммерческая организация за его счет пополняла свой Уставной капитал. С созданием ГУП подобной практике пришел конец, и отныне все вводимые в эксплуатацию объекты энергоснабжения, построенные за счет бюджетных средств, подлежат передаче специализированной городской организации на праве хозяйственного ведения.
Проведенные «Мосгорэнерго» совместно с Институтом экономики в РАО «ЕЭС России» экономические исследования расчета арендной платы показали, что город мог бы получать от ОАО «Мосэнерго» за эксплуатацию сетей стоимостью 4 млрд. рублей до 482 млн. рублей в год. Однако из-за монопольного положения «Мосэнерго» и неурегулированности вопросов собственности город был вынужден пролонгировать до 1 мая 2003 года договоры — по... 1 рублю за энергообъект в год.
Кроме получения дохода в бюджет города, деятельность новой организации, по мнению ее руководителя Александра Ремезова, позволит более эффективно решать задачи стабилизации тарифов на электроэнергию. Тарифы для населения и для бюджетной сферы, заверил он, будут на копейку, но ниже, чем у конкурента.
|
|
Издательский
дом ПРЕНСА
Москва, Беговой проезд, 7.
|
|
«НТ»: Сергей Сергеевич, что несет реформа ЖКХ простому человеку?
С.М.: Все зависит от того, как ее проводить. Есть два подхода. Один — официальный, который прямо ведет к резкому росту квартплаты. Это притом, что уже сегодня многие москвичи с большим трудом платят за жилье. Но еще хуже, что правительственная реформа не в состоянии вывести ЖКХ из кризиса.
Главная цель властей — переложить ответственность за состояние ЖКХ на нас с вами и не тратить деньги из бюджета. Они не хотят понять, что для населения нынешние коммунальные платежи — неподъемная ноша. В результате будут расти долги, денег в жилищно-коммунальном хозяйстве станет еще меньше, разрушение пойдет быстрее, и скоро мы останемся совсем без ЖКХ. Кадры с замерзшими жителями будут снимать не на Валдае, а в нескольких шагах от Останкинской башни, в ближайшем доме.
«НТ»: Что вы предлагаете делать?
С.М.: Мы считаем, что необходимо отказаться от обдираловки, которую выдают за «реформу». Упор должен быть сделан на изменении экономических отношений внутри ЖКХ. Нужно запустить в отрасли рыночные механизмы, провести структурные изменения.
Нашу программу можно разделить на три направления: демонополизация, создание системы учета потребляемых услуг и объединений потребителей.
Рынок коммунальных услуг потенциально очень прибылен, однако частных компаний на нем почти нет. Почему? Да потому, что его контролируют монополисты — ЖЭКи и ДЕЗы, «Водоканал» и «Мосэнерго». Они не пускают конкурентов и могут без ограничений взвинчивать тарифы на свои услуги. И нет никакой надежды, что за свои деньги мы получим качество, ведь уйти от монополиста некуда. Он никак не заинтересован в повышении качества своей работы — зачем латать трубу, если за утекающую в землю воду можно заставить заплатить клиента? Зачем экономить энергию, если тариф на отопление зависит только от собственной фантазии? Конкретный пример: «Мосэнерго» регулярно повышает стоимость своих услуг. Стали ли теплее батареи в наших квартирах? Нет.
«НТ»: Но откуда возьмутся фирмы, которые смогут конкурировать с такими гигантами-монополистами?
С.М.: Для создания конкуренции, мы предлагаем освободить на три года от налогов новые коммунальные компании. Одновременно нужно ввести обязательные конкурсы на управление сетями (например, водоканалом) и поставку услуг (например, уборку мусора).
«НТ»: Коммунальная контора — организованная сила, которая всегда сможет навязать свои условия рядовому жильцу. Как быть?
С.М.: Объединяться. Сегодня уже есть товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы. Их мало — по Москве около 10%. Чтобы было больше, следует вводить временные льготы для объединившихся жильцов — снижение тарифов, дотации.
Еще одна предлагаемая мера — учет потребляемых услуг и регулярные проверки коммунальных контор. Сегодня тарифы — результат сговора между чиновниками и коммунальными монополистами. Именно они устанавливают нам нормативы потребления, завышая их в несколько раз. Для того чтобы покончить с этим, необходима повсеместная установка счетчиков потребляемых услуг. Чтобы у граждан появился стимул их устанавливать, мы предлагаем временное значительное снижение тарифов для тех, кто самостоятельно обзавелся счетчиком.
«НТ»: Как вы предлагаете стимулировать проведение реформы?
С.М.: В жилищно-коммунальной реформе должны быть кнут и пряник. Пряник — это послабления для людей, которые ставят счетчики и вступают в Товарищества собственников жилья. Кнут — для монополиста, которого потребитель должен наказывать рублем. Наконец-то нужно создать четкие стандарты на все услуги и правила их предоставления. Если человек считает, что та или иная услуга ему не оказывалась, он должен иметь право не платить за нее. Пусть монополист идет в суд, доказывает, что работает в соответствии с требованиями и потребитель должен ему заплатить.
Следует подумать и о том, как избежать раздувания тарифов. Сегодня правительство предлагает заставить потребителей оплачивать капитальный ремонт домов, ремонт оборудования и даже долги соседей-неплательщиков. Если это произойдет, тарифы возрастут в 3-4 раза. Допустить этого нельзя.
Основная идея реформы должна заключаться в том, что прежде всего необходимо защищать интересы обычных граждан, а не коммунальных монополистов и чиновников.
А.М. Павлов
Вернуться на главную страницу
|