н о в ы й
Т И М
И Р Я З Е В Е Ц        Вернуться    

  № 3 (15) март 2003       независимая газета Тимирязевского района   Тел./факс 945-53-20 

 
РЕЗОНАНС

 Кинорынок или киноторжище?

История оказалась не только грустной, но и тривиальной

 

Статья «Шоу-бизнес: Грустная история о судьбе кинотеатра «Эстафета», опубликованная в «НТ» № 2(14), вызвала широкий читательский резонанс. Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию отклик Александра Челищева — председателя совета директоров Региональной общественной организации «Киносеть».


Издательский дом ПРЕНСА       

Москва, Беговой проезд, 7. 

Тел. 945-53-20  


 

«...Отдаю его
за просто так,
но ведь не за здорово
живешь...»
А.Розенбаум


Государство — это снежный человек.
О нем много говорят, следы его деятельности можно видеть всюду. Но самого его никто и никогда не встречал.

История кинотеатра «Эстафета» достаточно тривиальна и в точности повторяет то, что произошло (и происходит) в городской кинофикации в частности и с городской собственностью в целом.
Процесс вхождения в рыночную экономику (перестройка) сопровождался бурным и на редкость эффективным присваиванием государственной собственности и лихим переводом ее в частный сектор, причем с обязательным использованием административно-бюрократического ресурса. Это наша (если угодно) национальная особенность, своего рода традиция. Близость к власти — основной и, пожалуй, решающий фактор успеха и в экономике, и в искусстве. И шоу-бизнес, мимикрирующий под культуру, и кино, претендующее на роль «важнейшего из искусств» в обновленных кинотеатрах, все это — не более чем процесс освоения (а точнее — присвоения) собственности государства практически каждым, кто имеет хоть малейшее отношение к ... только не подумайте — к культуре или искусству. Нет! Это вторично. Главное — близость к власть имущим. За примерами нет нужды ходить далеко. Вот перечень (далеко не полный) удавшихся попыток присвоения собственности некогда могучей отрасли кинофикации города:
Кинотеатр «Буревестник» — А.Градский (не осваивается около 10 лет);
Кинотеатр «Форум» — переходил из рук в руки (А.Пугачева, В.Спиваков, музей Склифосовского, Шемякин) и, наконец, после пожара продан;
Кинотеатр «Повторного фильма» — М.Разовский;
Кинотеатр «Уран» — театр А.Васильева;
Кинотеатр «Киев» — театр— студия П.Фоменко;
Кинотеатр «Украина» — Л.Рюмина;
Кинотеатр «Встреча» — Н.Бабкина;
...и далее по списку — «Бородино», «Призыв», «Пламя», «Огонек», «Зенит», «Планета», «Литва» и проч.
Всего, с изменением профиля деятельности, кинопрокатом Москвы потеряно около 30 (тридцати) кинотеатров из 127 (ста двадцати семи), принадлежащих на правах собственности городу Москве. 
Почему потеряно? А потому, что кинотеатры — это категория особенная. Из всех искусств только кинематограф имел счастливое качество быть одновременно и высокорентабельной отраслью экономики, и отраслью искусства. Причем в обеих своих ипостасях кинематограф занимал доминирующее положение и был не только «важнейшим», но и любимейшим из всех искусств.
Судите сами. В 1986 году (начало перестройки) кинотеатры СССР посетили 4 млрд. зрителей. Валовой доход составил 1.33 млрд. рублей. Существовавший тогда налог на проведение киносеансов (55% от общего вала по городской киносети) направлялся в доход местного бюджета целевым назначением и использовался на нужды народного образования, здравоохранения и культуры, что позволяло на местах решать вопросы занятости тысяч человек. Такие отчисления в виде налога в 1986 году составляли более полумиллиарда рублей. Но самое главное — это то, как и на какие деньги строились кинотеатры. А строились кинотеатры за счет ссуд Госбанка. Гарантом строительства было Главное Управление капитального строительства. Иногда в год вводилось 8-10 кинотеатров, одновременно из-за ветхости зданий выводились из эксплуатации кинотеатры, отслужившие свой век.
Этот факт очень красноречиво говорит о том, что кинематограф уже в советское время был по сути рыночным и не было никакой необходимости его разрушать до основания.
Однако разрушили. А ведь киноиндустрия — это в первую очередь производство фильмов, все остальное — потом. Это сложнейшая функциональная взаимозависимость между киностудиями, кинопрокатом, кинотеатрами. Здесь очень важную роль играют сценаристы, режиссеры, актеры. Огромен и цех технических работников. Есть еще реклама, тиражирование фильмокопий, кинообразование. Всей этой стройной конструкции наступил конец в 1992 году, когда начался процесс реструктуризации плановой модели кинематографа и строительство так называемой рыночной, т.е. адекватной новым экономическим взаимоотношениям между властью и обществом. Что из этого получилось, можно увидеть невооруженным глазом. Отечественного кино нет. Государственной киносети нет. Голливудский ширпотреб на экранах и тотальное превращение московских кинотеатров в сырьевой придаток американских кинопроизводящих корпораций — есть.
Так что проблемы, затронутые в вашей статье, увы, уже давно можно рассматривать как норму, как патологию настолько привычную и естественную, что мы уже и забыли о том, что собственность-то это городская, никак не частная, и решения, если и принимаются, должны быть, по крайней мере, обоснованы и согласованы. Здесь не имеется в виду чиновничий регламент согласования (ибо чиновничий труд не сладок — сегодня он в Северном, завтра в Южном округе, а послезавтра «дан приказ ему на Запад»), и спросить, как водится, не с кого. Речь об иных материях. Речь о нашем с вами праве на ту самую государственную собственность, частью которой являются кинотеатры (и не только) и судьбу которых не дано вершить в угоду тому или иному «гению» или просто «родному человечку». Это не пустые слова. Ибо государство есть понятие собирательное, абстрактное, и любой представитель исполнительной власти не более чем выразитель интересов и прав граждан. Во всяком случае, так должно быть и к этому надо стремиться.
Возвращаясь на землю, к судьбе конкретного кинотеатра, необходимо получить четкий ответ на вполне конкретный вопрос. В каком качестве кинотеатр «Эстафета» нужен жителям Тимирязевского района? И только после этого что-то делать (или не делать). Ну а кто должен ответить на данный вопрос, по-моему, ясно. Жители района, используя для этих целей все законные средства.

P.S. Предвижу вопрос: «Причем здесь кинематограф со своими проблемами, если речь идет о конкретном здании?». Все очень просто. Во-первых, само здание принадлежит кинематографу и определять его судьбу без учета интересов отрасли кино, по меньшей мере, некорректно. А во-вторых, если и отдавать целое здание под коммерческий проект, то цена должна быть соответственной. Мы на сегодня не так богаты, чтобы делать такие подарки.
Александр Челищев, 
РОО «Киносеть»

 

  Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz