НАШИ
ТРАДИЦИИ |
Пришла
Коляда - отворяй ворота!
|
|
По старинному поверью Коляда — это новое солнышко, выезжающее на колеснице на серебряном, золотом и алмазном конях, наряженное в праздничный сарафан и кокошник, направляющее своих коней на летнюю дорогу, а значит — к новому урожаю.
Когда-то давно было принято наряжать Колядой девушку и возить ее по деревне.
С давних пор также уцелело предание об Овсене (в некоторых источниках это брат Коляды), который зажигал новое солнечное колесо и таким образом начинал Новый год. Проходя по деревне, Овсень рассыпал пшеничные зерна, которые люди собирали и потом, по весне, сеяли в землю, что должно было способствовать хорошему урожаю. Кроме этого наши предки верили, что от того, как будешь славить Коляду, как встретишь год, зависит весь год.
|
|
Издательский
дом ПРЕНСА
Москва, Беговой проезд, 7.
|
|
Гаснет свет. Минута, другая, и все зрители замирают, очарованные незабываемым зрелищем — один за другим в зал со свечами в руках входят дети. Они поют и, выходя к сцене, образуют полукруг, как бы предлагая зрителям полюбоваться на них. И все любуются: лица ребят светятся радостью и вдохновением, а костюмы, украшающие каждого в отдельности — нарядные рубахи, подпоясанные у пояса, сарафаны и фартуки, расшитые яркими атласными лентами, венцами с лентами, — все вместе, в ансамбле, создают удивительную, почти сказочную атмосферу, перенося зрителя во времена древней Руси...
Так начинается концерт старинной русской песни учеников музыкальной школы им. А.Д. Артобалевской.
...С сентября 2002 года при музыкальной школе № 43 им А.Д. Артобалевской, расположенной по адресу Ивановская, 14, было открыто фольклорное отделение. Инициатором обучения ребят русскому народному пению стала Галина Дмитриевна Скрейя, опытный педагог, в прошлом — профессиональная народная певица, много лет исполнявшая композиторскую песню. Идею обучения ребят старинной народной песне горячо поддержала директор школы — Румянцева Вера Васильевна.
Как и на других отделениях, в фольклорной группе ребята проходят все основные дисциплины: учатся играть на музыкальных инструментах, в основном на фортепиано, занимаются сольфеджио, осваивают нотную грамоту. Со временем в школе также планируется преподавать технику игры на народных инструментах — на свирели, рожке, жалейке. В отличие от классического музыкального образования, хоровому и вокальному пению школьники обучаются на примере старинных русских народных песен, собранных фольклористами Консерватории, Музыкальной академии им. Гнесиных, фольклорного ансамбля Тамары Смысловой.
Прошло всего лишь три с половиной месяца, как ребята начали заниматься, и вот в конце декабря, накануне новогодних и рождественских праздников состоялся их первый концерт, первая проба голоса. Школьники исполнили хороводную песню Краснодарского края, представили игровую песню Смоленской области «Заинька» и гадание Тверской области на жениха «Чье кольце?», спели молитву из Тропаря (глас 4). И хотя народная хореография пока не входит в программу этого отделения, ребята показали свои умения и в этой области. Такое совмещение естественно, ведь в исконно русской традиции песня зачастую сопровождалась танцем, хороводом или игрой, превращаясь в инсценированное представление.
Вот и получается, что от песни — один шаг к народному творчеству, традиции, к практическому изучению древней русской культуры. Насыщенный яркими, красочными образами, песенный язык знакомит с прошлым нашего народа, с его мироощущением и самосознанием. Точно так же почти утерянный ныне язык старинного костюма человеку знающему сообщает о своем хозяине буквально все — кто он, каков его социальный и семейный статус. Все знания ребята получают не понаслышке — выступающие одеты в народные костюмы XVIII и XIX веков, сшитые с учетом отличий, свойственных для той или иной местности. Некоторые из них, как костюм Московской области с атласными лентами, праздничной завеской (расшитый фартук), были сшиты родителями учеников, другие — созданы Галиной Дмитриевной. Сами девочки тоже участвовали в подготовке костюмов: под руководством своего педагога они сплели из бисера обереги — древние славянские украшения, оберегающие их хозяина (отсюда и название) и приносящие удачу.
...Время проведения концерта совпало с традиционной на Руси подготовкой к празднованию Нового года и Рождества Христова, а потому обойтись без веселых и озорных колядочных песен было просто невозможно. Много веков в преддверии Нового года с вечера 24 декабря и до Крещения ходила по дворам молодежь, пела колядки, славила праздники и собирала от хозяев дары. Если же хозяева жадничали, то весельчаки могли в отместку «заледенить крылечко», облив его водой, или высмеять в куплетах. Но, как правило, деревенские жители колядовщиков жаловали, вместе с ними радовались и славили праздники, к которым также относили день солнцестояния — поворот от зимы к лету.
...В концертном зале юных исполнителей колядок встретили грамотно: по традиции одарили новогодними гостинцами и долгими рукоплесканиями, а значит — новый 2003 год и у артистов, и у зрителей будет радостным и удачным.
Екатерина Аркуша
|