н о в ы й
Т И М
И Р Я З Е В Е Ц        Вернуться    

  № 6 (6) сентябрь 2002       независимая газета Тимирязевского района   Тел./факс 945-53-20 

 
ПРОБЛЕМА 
Не такие, как все

Издательский дом ПРЕНСА       

Москва, Беговой проезд, 7. 

Тел. 945-53-20  


 

Мама, у меня спинка болит!
Четыре года назад закончился капитальный ремонт детского садика № 624. Поработав год, воспитатели заметили, что у многих малышей есть опорно-двигательные проблемы. Тогда возникла идея сделать детский сад коррекционным, и через год эта мечта стала реальностью. Не будем рассказывать, сколько трудностей пережито во время организации помощи таким детишкам. Благодаря заведующей Марине Анатольевне Романовой и всему коллективу, этот детский сад пользуется большой популярностью у жителей района. Старший воспитатель, методист Наталья Викторовна Гаранина говорит, 

что сейчас в детском саду есть все, что нужно для того,  чтобы облегчить жизнь и поправить здоровье детям с искривлением позвоночника, вывихом тазобедренного сустава, детским церебральным параличом и другими подобными проблемами. В специально оборудованном спортзале дети занимаются физкультурой — обычной и лечебной. В каждой из четырех групп (а всего здесь 55 детей) работают не только массажисты, но и дефектологи. Это обязательное условие, поскольку физические нарушения часто сопровождаются отставанием в развитии.
«К сожалению, — говорит Наталья Викторовна, — родители почти не обращают внимания на осанку детей, а это очень опасно. Ведь нездоровый позвоночник — причина многих проблем. Поэтому в детском саду мы постоянно проводим открытые занятия для родителей». 
Не надо думать, что коррекционный детский сад на всю жизнь исправит ситуацию. Ведь из добрых рук воспитателей малыш попадает в самую обычную школу. Вот тогда, без постоянного контроля и занятий в семье, все усилия воспитателей быстро сходят «на нет». Многочасовое сидение за партами даже здорового ребенка может превратить в инвалида, не говоря уже о детях с проблемами.

Плакали «анютины глазки»
На вопрос о том, в чем нуждается детский садик, Наталья Викторовна размышляет вслух: «Вроде все есть, справляемся своими силами. В первый год работы Управа оплатила нам тренажеры. Сейчас мы купили массажные ванночки для стоп…» Но выясняется, что проблемы все же есть, — у кого их нет? Например, территория вокруг садика не так ухожена, как хотелось бы. В основном, из-за плохого состояния забора, который заменили только частично, и это превращает детскую площадку в проходной двор. Удивительную сцену наблюдали из окон педагоги: одна мама, которая привела устраивать ребенка, вышла из дверей и тут же стала выкапывать кустик «анютиных глазок» у подъезда. (Заметим, что цветы и кусты воспитатели и родители покупают и сажают сами.) 
Не под силу пока детскому саду купить очень нужную для детишек массажную ванну. Еще детям нужна спортплощадка. Спонсоров не находится, у Управы и Префектуры денег на это тоже нет. 
Есть еще одна непонятная проблема: поскольку 624-й садик — коррекционный, дети посещают его бесплатно. Это правило является общим для всех детских учреждений подобного профиля. Казалось бы, такой подход к больным ребятишкам можно только приветствовать, но вот беда: бухгалтерия, ссылаясь на эту самую бесплатность, сократило саду № 624 некоторые статьи финансирования (на игрушки, канцелярские принадлежности). Абсурдная получается ситуация: с одной стороны — дали льготу, с другой — ущемили в правах. 
И все же, желающих отдать своего ребенка именно в этот сад очень много. И не только потому, что много малышей с проблемами. А потому, что люди, которые здесь работают, любят детей, помогают им, и делают это с полной отдачей. 

Не такие, как все
«Дефектолог — это не профессия… Дефектолог — это диагноз!» — так говорит Галина Абрамовна Наливайко, директор школы-интерната № 81. Дети, которые здесь учатся и живут 5 дней в неделю, никогда не станут похожими на нас с вами. У них серьезные проблемы с умственным развитием. Окружающим трудно привыкнуть к тому, что в теле взрослого человека помещается интеллект малого ребенка, поэтому самое важное для педагогов интерната — сделать так, чтобы их воспитанники могли хотя бы немного самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. 

Многие подопечные Галины Абрамовны — из неблагополучных, многодетных семей, дети с тяжелой наследственностью. 10 лет в интернате и 1-3 года реабилитационного курса адаптации в социуме — это все, что может им дать государство. Дальше начинается самостоятельная жизнь, в которой, увы, не все из них находят свое место. Это — большая печаль педагогов и воспитателей. 

Спорт и творчество
«Они ведь несмышленые, — говорит Галина Абрамовна, — к ним легко войти в доверие и потом использовать в неблаговидных целях. Всю жизнь им будет необходима поддержка и опека. Лучше всего, если бы рядом постоянно находился наставник. Но этого общество обеспечить пока не может.
У нас есть дети, которые в 11-13 лет идут в первый класс. Раньше они никогда не садились за парту. Многие родители не могут согласиться с тем, что их детям нужна наша школа, и отдают их в обычную. А для них это — только лишний стресс.
Образование в нашем интернате не цензовое. Государство не дает нам заданий. Хорошо, если после 10 лет обучения удается освоить начальную школу. Наши дети могут научиться только тому, чему позволяет состояние их организма. У них нет возможности освоить точные науки. Мы, дефектологи, направляем их усилия на другое: например, на художественное творчество, физкультуру. Наш фольклорный ансамбль — 10-кратный лауреат фестиваля «Надежда». Шесть лет назад дети выступали в Болгарии. Управление образования оплачивает нам посещение бассейна Тимирязевской академии. Наши воспитанники занимали призовые места на соревнованиях по плаванию в России и Чехии. Есть у нас кружок вязания «Узорчик», изостудия. Дети вырезают, выпиливают лобзиком, делают батик. Но все же основная подготовка направлена на трудовое обучение. 
Мы выпускаем столяров, слесарей, швей. Есть картонажно-переплетные мастерские. Директор 146-го училища Татьяна Александровна Смирнова постоянно набирает группу наших выпускников. Там мастерам производственного обучения удается выучить наших непростых деток на маляров, плиточников. Помогает нам и завод «Резинопластик»: трое выпускников работают там уже пятый год (при том, что обычно на работе удерживается один из десяти). Жаль, что против этого завода так много протестов. Ведь это предприятие «инвалидное», там понимают наших ребят. Директор «Моспосуды» Юрий Анатольевич Яшин постоянно дает работу в наши производственные цеха. Подростки, например, шьют полотенца. И вы знаете, что самое трудное? Научить их делать прямую строчку».

Чувство милосердия
«Я считаю, что дефектолог на голову выше учителя массовой школы, — продолжает рассказывать Галина Абрамовна, — ведь надо дать возможность выучиться детям с ограниченными возможностями, а это достигается только великим трудом и большой любовью. Кстати, по статистическим данным, 30 человек в образовательных школах округа оставлены на третий год. Возможно, путь у них один — в наш интернат. 
Есть и радостная новость: столичное Управление образования обратило внимание на коррекционные учебные заведения и разработало для нас новую форму аттестата — красивые «корочки», в которых не будет обидной надписи «интернат для умственно отсталых».
Некоторое время нам было очень трудно выживать, но потихоньку общество поворачивается к нам лицом. Округ выделил два компьютера, каждый год что-то понемногу делается. Управа помогает: в прошлом году сделали газон и поставили забор. В этом году Префектура оплатила из резервного фонда выезд в Адлер на соревнования. Директор центра «Надежда» Галина Рафгатовна Кирсанова уже 4 года отправляет наших подопечных отдыхать в санаторий «Черная речка». Есть, конечно, насущные нужды: у нас нет отдельного «спального» корпуса, а только четыре спальни, в каждой из которых — по 15 детей. Этим ребятишкам некуда уйти: дома за ними никто не будет ухаживать. Так и живут здесь. Мы хотим купить для них шкафы, тумбочки, но пока не получается. А самая большая необходимость — небольшой автобус, ведь мы постоянно возим детей куда-нибудь. Он бы нас очень выручил.
Что касается фундаментальных планов: хочется сделать из нашего интерната центр социальной реабилитации и адаптации. Это реально. Правда, потребуются большие затраты. Но рано или поздно мы осилим и это. Ведь дефектологами движет чувство ответственности за своих подопечных, чувство милосердия. Кроме нас им некому помочь. Будем работать дальше».
Елена Апраксина

Hosted by uCoz