КУЛЬТУРА |
На
солнечном пляже, в июне...
|
|
Выставка
"На солнечном пляже в июне…" открыта до 2 февраля 2003
года.
Часы работы: 11.00 - 18.00. Выходные дни: понедельник, вторник.
Цена билета - 20 рублей, для детей и льготных категорий граждан
- 10 рублей.
|
|
Издательский
дом ПРЕНСА
Москва, Беговой проезд, 7.
|
|
Когда, как не зимой, лучше всего рассматривать летние фотографии, предаваясь
приятным воспоминаниям о солнечных днях, теплом море, игристом молодом
вине, ночных прогулках и хорошей компании! Похожие воспоминания есть,
наверное, у каждого из нас, ведь летний отдых - это наша традиция, появившаяся
еще в позапрошлом столетии и сохранившаяся по сей день. Отдых на курорте,
ставшие родными названия Гурзуф, Коктебель, Ялта, Паланга - это то, что
связывает между собой разные поколения, делая нас ближе друг другу и понятнее.
"На солнечном пляже в июне…" - так называется художественная
выставка, открывшаяся 3 декабря в галерее "Ковчег", расположенной
по адресу ул. Немчинова, 12. На выставке представлены работы, передающие
атмосферу пляжного и вообще курортного отдыха в диапазоне времени трех
веков - от конца 19 и до начала нынешнего столетия. Не ошибусь, если скажу,
что отдых - одна из "вечных" тем, сюжет которой повторяется
независимо от социальных и политических метаморфоз, обрастая лишь деталями-элементами
конкретного времени. Вот эти-то детали, обычно незаметные черты времени
- одежда отдыхающих, их лица и то, как они запечатлены - группой, по отдельности,
пляжные развлечения, кабинки, шезлонги, прибрежные кафе и т.д. - становятся
вдруг неожиданно определяющими на контрасте рядом с другими по времени
работами. Вот легко узнаваемые работы советского периода, а рядом с ними
- отражение уже совсем другой жизни: водный отдых во "времена кринолинов",
той эпохи, о которой пел Александр Вертинский. Вот пустые полоски пляжей
начала и середины 20-го века, своего рода материализованное прошлое, а
в соседнем зале висят работы современных авторов, запечатлевшие вроде
бы те же места, но уже не те - со следами цивилизации.
По словам одного из организаторов выставки, галерея "Ковчег"
уже не раз обращалась к сюжетам, незаметно, но вместе с тем постоянно
присутствовавшим в культуре нашей эпохи. Таковы были экспозиции "Память
неба" (еда в российском искусстве), "Акварель и время"
(эволюция акварельной лирики), "Сто лет с огоньком" (курение
и курильщики как предмет изображения). К этой же серии принадлежит и эта
выставка, разножанровые материалы для которой собирались около года.
Антураж выставке придают пляжные вещи - милые разноцветные зонтики 60-х
годов, с рюшками по краям и деревянными ручками, старомодные полосатые
купальники, пожелтевшие от времени фотографии. Кстати, именно эти самые
фотографии советской поры, извлеченные из развалившихся на листочки старых
семейных альбомов, и натолкнули художника-примитивиста Аркадия Петрова
изобразить отдыхающих у моря соотечественников.
Напоминает о любимом пляжном занятии - поисках красивых камушков - скульптурные
композиции Ариадны Арендт, сделанные из коктебельских камней. Вообще,
коктебельский пейзаж, пожалуй, самый популярный среди представленных на
выставке работ: изящные, наполненные солнечным светом картины Николая
Фон-Бооля "Дача В.Вересаева", "У моря", фантастический,
ярко-желтый, весь изломанный пейзаж "Коктебель. Карадаг" Александра
Габричевского и, конечно же, легкие, немного грустные акварели Максимилиана
Волошина - непревзойденного "певца" и первооткрывателя коктебельского
курорта.
Другое место южного побережья, также многократно отраженное в живописных
работах выставки - поселок Козы, где до и после войны проходили практику
студенты Суриковского института. Пленэр в Козах - яркий запоминающийся
этап жизни многих ныне известных художников.
"На солнечном пляже в июне…" - это и пейзаж, и портрет, и бытописание,
причем нередко одновременно. Среди авторов такие известные имена, как
Александр Бенуа, Лев Бруни, Максимилиан Волошин, Александр Дейнека, Петр
Кончаловский, Борис Кустодиев, Аристарх Лентулов, Леонид Пастернак, Роберт
Фальк, Александр Шевченко. Можно сказать, что эта композиция - красочная
мозаика, собранная из солнца, искрящейся воды и радости, увиденных и изображенных
каждым художником по-своему.
География их творчества огромна, она охватывает всю страну - от всемирно
известных курортов до спонтанных пляжей у небольших рек и озер. Разнится
и способ написания - кто-то пишет "в живую", смешивая краски
с ароматом солнца и закаляя их морским бризом, кто-то работает по заготовленным
эскизам или просто по своим воспоминаниям. Так, картина "Туапсе.
Пляж" была написана Евгением Поповым во время его пребывания в сталинском
лагере, зарисовки Бориса Свешникова, представленные на выставке, были
сделаны уже после его освобождения.
Кроме изображений отдыха у воды, пляжа, купания, в экспозицию включены
работы о знаковых курортных местах, а также произведения с "атмосферой",
с ассоциациями к обозначенной теме и ее элементами. В выставке наряду
с частными коллекционерами, авторами и наследниками художников приняли
участие Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина,
Государственная Третьяковская галерея, Галерея Московского центра искусств,
музей общества "Мемориал", Вологодская областная картинная галерея,
Ярославский художественный музей.
Екатерина Аркуша
|