№ 10 (10) ноябрь 2002 независимая газета Тимирязевского района Тел./факс 945-53-20 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
|
Страницы
прошлого…
Небольшое старинное село Астрадамово, прилегавшее к Петровско-Разумовскому селению прекратило свое существование в начале XIX века. Со временем обширные земельные угодья бывшего села перешли во владение Петровской сельскохозяйственной академии, проводившей на них искусственные посадки. Время шло, ранее лесистая местность стала обживаться и в начале ХХ века все больше приобретать вид дачного поселка, раскинувшегося вокруг рощи по сторонам дороги, ведущей от Петербургского шоссе к Петровско-Разумовскому. В книгах начала века пишется, что некогда здесь, у дороги стояла будка, крытая соломой, потому и названная в народе "соломенной сторожкой". По другой версии, поставлена сторожка была по личному указу Петра Первого, как образец голландского зодчества. Во время поездке по Европе царь Петр увидел, что голландцы пропитывают дерево влагостойкой смесью, за счет чего оно на долго сохраняет свой цвет. Он освоил технологию изготовления лака и по приезду велел за Москвою срубить сторожевую будку, покрыть ее новым лаком, да посмотреть, как она будет стоять в российском климате. Какая из этих история верная, теперь, навряд ли узнаешь, одно точно - сторожка людям запомнилась. А потому, когда в этих местах построили церковь Святителя Николая, память народная прибавила к названию указание - "у Соломенной сторожки". Идея построить храм в этой местности принадлежала солдатам расположенной неподалеку 675 Тульской пешей дружины и прежде всего ее командиру полковнику А.Мозалевскому, а также будущему старосте церкви - В.Заглухипскому. Кроме них деньги на строительство нового храма собрали дачники села Петровско-Разумовского. Проектировать храм был приглашен Федор Осипович Шехтель, академик архитектуры, автор проекта строительства здания Ярославского вокзала, Московского художественного академического театра, бывшего дома Рябушинского на улице Качалова, а также известных культовых строений - часовни при Лютеранской церкви и церкви Василия Кесарийского, отделки церкви Пимена Нового, церкви в Ивано-Вознесенске и других. Перешедший в 1915 году в православную веру Федор Осипович вдохновился созданием проекта деревянной церкви в неорусском стиле. В результате, в 1916 году всего за один месяц по его чертежам возводят шатровый храм, в основе которого не плод художественное воображение ее автора, одного из самых ярких представителей школы "модерна", а результат следования деревянному зодчеству прошлого. Ф.Шехтель писал, что "церковь скомпонована в характере северных церквей Олонецкой губернии, за исключением звонницы, т.к. на Севере колокольни ставились отдельно от церкви". Церковь была освящена 20 июля 1916 года в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, множества других почетных гостей и окрестного населения. В советское время, после закрытия в округе других храмов количество прихожан у Храма Святителя Николая возросло с 300 до 2000 человек. В эти трудные для Церкви годы здесь служили замечательные люди, радетели духовного и нравственного просвещения народа. Подвергнувшись гонениям со стороны господствующей власти, эти люди отдали свою жизнь за веру: отец Василий Надеждин скончался в ссылке в Кеми в 1930 г., а о. Михаил Славский в 1933 г, о. Владимир Амбарцумов и о. Михаил Шик были расстреляны в 1937г. Это те, чьи имена нам известны. А сколько служителей Церкви безымянно погибло с сталинских лагерях, на стройках и поселениях. Спустя время решением Церковного собора большинство из тех, кто подвергся гонениям, были канонизированы. В те годы многие храмы закрывались, их передавали под складские помещения, а иные и вовсе разрушались. Беспокоясь о судьбе своего творения Федор Шехтель в середине 20-х годов пишет в Строительную комиссию письмо с предложением укрепить и дополнительно украсить храм. "Кроме технических мер для поддержания жизнеспособности этой летней, легкой постройки, я очень настаиваю на том, чтобы украсить храм внутри росписью. Сделать его радостным и благолепным, чтобы его полюбили прихожане…Весь бело-светлый изнутри, с райскими цветулями, он должен очаровать их…Роспись внутри храма сделает мой сын Лев Федорович и дочь Вера Федоровна - художники, по моим эскизам, в характере Ферапонтова монастыря и по другим источникам XI-XIY веков. Я не сомневаюсь, что коллегия Наркомпроса по моему представлению объявит ее заповедною, ввиду ценных древних образов и вообще несомненного интереса…". Планам архитектора не удалось сбыться. После закрытия в 1935 году храма были сломана звонница и шатер. По свидетельствам старожилов, некоторое время в нем еще продолжалась служба и крестили детей. Но вскоре в помещении размесили общежитие. В 60-е годы церковь окончательно снесли, а на ее месте был построен многоэтажный дом №4 по улице Дубки. На этом заканчивается историческое прошлое Храма Святителя Николая и начинается его настоящее. Настоящее… То ли места для храмов выбираются особенные, то ли, наоборот, от близости к священному строение сами они наделяется святостью, только давно замечено - на месте разрушенных храмов спустя годы или века возводятся новые. Так случилось и с Храмом Святителя Николая. Первоначальная идея возрождения храма возникла у иерея Георгия Полозова. Получив благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на восстановление старинного храма, стали искать финансистов. За деньгами вопрос не встал - средства на строительство собирались "с миру по нитке", но основной вклад был сделан префектурой Северного округа Москвы и Московской Межмуниципальной общиной предпринимателей. Проект храма разрабатывался архитектором А.Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей Ф.Шехтеля, любительских фотографий и зарисовок. Надзор за реализацией проекта осуществлял опытный архитектор-реставратор В.И.Якубени. Меньше чем за полгода, к радости верующих и ценителей национального зодчества недалеко от прежнего места в парке Дубки был построен новый деревянный шатровый храм. Правда, до сих пор не удалось полностью воссоздать его внутреннее убранство. Как символ преемственности хранится в храме расшитая серебряной нитью епитрахиль (элемент облачения священника), сшитая из завесы разрушенной церкви. Остальные предметы убранства и интерьера были получены в дар от прихожан или приобретались в современных православных мастерских. Не так давно храму подарили старинную икону Св. Николая, обладающую, по словам священника, чудодейственной силой. Из уст в уста верующих передавались чудеса о том, как Св.Николай cохранял своих прихожан от страшных эпидемий чумы, холеры. В дореволюционные времена икона находилась в одной из церквей Бронницкого уезда Москвы. Скоро, после реставрации, она займет место в иконостасе Храма Св. Николая у Соломенной Сторожки. (Материал подготовлен благодаря помощи настоятеля Храма Св. Николая у Соломенной Сторожки отца Михаила Михайлова. О том, каким в ближайшем будущем видит Храм его настоятель, читайте в следующем номере "НТ") Аркуша Екатерина |