Часовня
святого благоверного великого князя
Московского Дмитрия Донского
жизнь
свою за Отечество положившим
|
В
Первом Московском кадетском
корпусе в мае 2001 года Патриархом
Московским и Всея Руси Алексием II
была освящена и открыта Часовня
святого благоверного великого
князя Московского Дмитрия Донского.
Эту часовню возвели на территории
кадетского корпуса с Высочайшего
благословения Патриарха в качестве
мемориального памятника бойцам 6-й
роты Псковской дивизии ВДВ и всем
воинам России, жизнь свою за
Отечество положившим. Часовня
недаром носит гордое имя Дмитрия
Донского. Он известен не только
своими ратными победами, но и делами
зодческими. Белокаменная Москва
началась именно при нем.
Часовня
служит целям гражданского,
духовного, нравственного и военно-патриотического
воспитания подрастающего поколения,
воздаяния почестей воинам, погибшим
в локальных конфликтах.
Е.
Апраксина, "Тимирязевец", май
2001 г. |
|
Церковь
Николая Чудотворца у Соломенной
сторожки
|
|
|
|
Церковь первой
постройки |
Восстановленная
церковь |
...
У остановки "Соломенная сторожка" (близ
современной остановки трамвая "Префектура
Северного округа") на средства
офицеров и нижних чинов 675 Тульской
пешей дружины и дачников была построена
и в июле 1916 года освящена церковь
Николая Чудотворца. Инициатором
постройки был командир дружины
подполковник А.А. Мозалевский.
Деревянное здание церкви было выстроено
в традициях северного зодчества, по
проекту Ф.О. Шехтеля. Сам он считал эту
церковь одной из лучших своих построек.
Царские врата храма были копией врат
Федоровской церкви Царского села.
Здание церкви вмещало до 100 человек. Оно
состояло на государственной охране. Но
во время Отечественной войны
использовалось под общежитие работниц
райисполкома, а после войны - утратило
боковые закомары, превратившись в
квадратный сарай, использовалось под
склад и вскоре сгорело...
В
1996-1997 гг. у парка "Дубки" здание
деревянной Никольской церкви было
восстановлено. Оно выстроено неподалеку
от своего первоначального места,
занятого многоэтажной башней. 20 апреля
1997 года протоиреем Георгием Полозовым
было совершено малое освящение.
Отрывок
из книги Т.Г. Павловой "Северный край
Москвы"
(с
древнейших времен до 1917 года). Москва,
Научный мир, 1998.
Церковь
Петра и Павла
Церковь
Петра и Павла. Слева - здание академии.
Фото
1888 года (Из альбома Н.А. Найденова)
В
1783 году Анна Леонтьевна, вдова Кирилла
Полуектовича Нарышкина, заложила в
Петровском каменную церковь, которая
была построена к 1791 году. Княгиня
сделала поминальный вклад в церковь —
три колокола, каждый из них имел надпись:
“Лета от сотворения мира 7199 года, от Р<ождества>
Х<ристова> 1691 года, июня в 28 день
положила сей колокол боярыня Анна
Леонтьевна в подмосковную свою вотчину
в село Петровское в помин души по муже
своем боярине Кирилле Полуехтовиче
Нарышкине и по детех своих и по всех
родителех своих в вечное поминовение”.
В
Петропавловской церкви Петровско-Разумовского
до самого ее закрытия в 1920-е годы
хранился еще один замечательный вклад —
книга богослужебный “Апостол”,
московского издания 1684 года,
заключающий в себе “Деяния Апостолов”
и их Послания, подаренный храму Петром I.
О том, что это дар именно его,
свидетельствует надпись почерком XVII
века, сделанная по листам. Историк и
библиофил И. Ф. Токмаков полагал, что
надпись “собственной его (Петра) руки”,
профессор А. В. Чаянов считал ее “дьяческой
пометой”. Вот эта надпись,
скопированная Токмаковым с подлинника:
“Сия книга, глаголемая Апостол великого
Государя Царя и Великого Князя Петра
Алексеевича Всея Великия, Малыя и Белыя
России Самодержца крестовая хоромная.
Апостол Великий Государь Царь и Великий
Князь Петр Алексеевич всея великий и
малыя и белыя России самодержец из хором
приложи в подмосковную вотчину боярыни
Анны Леонтьевны Нарышкиной, в село
Петровское, к церкве Святых Верховных
Апостол Петра и Павла”. Судя по надписи,
она была сделана после 1696 года, то есть
когда Петр стал единовластным царем и
самодержцем, и до 1706-го — года кончины А.
Л. Нарышкиной.
Церковь
Петра и Павла, которую А. В. Чаянов считал
“самой замечательной постройкой
Петровского”, представляет собой
характерный образец так называемого “московского”
или “нарышкинского барокко” —
архитектурного стиля конца XVII — начала
XVIII века. Определение — “нарышкинское”
связано с тем, что многие выдающиеся
постройки в этом стиле были возведены в
имениях Нарышкиных и в их числе самая
известная — церковь Покрова в Филях —
имении Л. К. Нарышкина.
Петропавловский
храм, появившийся двумя годами раньше,
походил на нее своим общим силуэтом,
массивным кубическим основанием,
утяжеленным широким гульбищемпапертью,
возносящимися над ними утончающимися
восьмигранными ярусами, завершенными
золотым куполомлуковицей,
белокаменными резными наличниками,
витыми белокаменными колонками. Местные
жители говорили о его “замечательном
благолепии”. Академик И. Э. Грабарь
считал храм Петровско-Разумовского
выдающимся архитектурным памятником.
Закончив
строительство каменного храма и тем
исполнив долг перед памятью покойного
мужа и детей, Анна Леонтьевна
отстраняется от управления имением и
передает вотчину младшему сыну Льву. В
тот страшный день, когда были убиты его
братья, он также находился во дворце, в
царицыных покоях, стрельцы его не нашли,
а может быть, и не искали
четырнадцатилетнего мальчишку. Он же
был уверен, что обязан своим спасением
тому, что тогда молился перед иконой
Нерукотворного Спаса.
...Церковь
Петра и Павла закрыли в 1927 году. В 1934 году
ее снесли "по причине необходимости
спрямления трамвайной линии".
В.Б.
Муравьев, "Петровско-Разумовское".
"Москва,
850 лет. Северный административный округ"
Юбилейное
издание префектуры.
|
Чтобы
увеличить понравившееся фото, нажмите
на него левой кнопкой мыши
Издательский
дом ПРЕНСА
РЕДАКЦИЯ
"НТ"
Москва,
Беговой проезд, 7.
|