н о в ы й

Т И М

И Р Я З Е В Е Ц

       Вернуться    

  № 9 (9) ноябрь 2002       независимая газета Тимирязевского района   Тел./факс 945-53-20 

 

ГЛАВНАЯ ТЕМА 

Разгром


Издательский дом ПРЕНСА       

Москва, Беговой проезд, 7. 

Тел. 945-53-20  


МНЕНИЕ

Заместитель председателя Тимирязевского PC
С.Е. Вдовин.
Очень печально, что городские власти решают проблемы с жителями с помощью дивизии Дзержинского. Я всегда был сторонник того, чтобы проект строительства пристройки к зданию школы изменить, построить ее в рамках школьного двора (и специалисты о такой возможности говорили) и не уничтожать один из самых лучших дворов в Тимирязевском районе. Но городские власти не захотели признавать свои ошибки, не захотели считаться с мнением подавляющего большинства жителей дома Костякова 6/5, а предпочли проявить грубую физическую силу.

 

Когда у власти заканчиваются аргументы, на помощь приходят внутренние войска

А как все красиво начиналось! Какие высокие речи были произнесены на разных собраниях, в маленьких и больших кабинетах! Какие планы и проекты витали, чуть ли не слезы в глазах - ведь не для себя, для детей… И даже когда что-то стало мешать, можно сказать - какая-то ложка дегтя вдруг появилась в бочке меда, как демократично пытались все порешить - комиссию согласительную создали, собрание провели …
Но наступила осень. Ложка дегтя стала нешуточно горчить, и рады бы ее не заметить, да не получается. Тут вам и демонстративные отказы от переписи, и судебные иски, и выступления прессы, и нелицеприятные телерепортажи. В какой-то момент в чьих-то руководящих головах решилось - все, баста, хорошенького (в смысле демократии) понемножку, а то людишки, глядишь, совсем страх потеряют. В конце концов, власть мы или где? И вот (после соответствующих, мы бы сказали, PR-мероприятий) дело было сделано. Все кончилось простенько, обыденно и по-советски быстро. Во двор дома 6/5 по ул. Костякова был введен "ограниченный контингент" внутренних войск, с помощью которого власти провели "зачистку территории" от протестующих жителей. Конфликт вокруг начавшегося строительства пристройки к школе № 218 как бы погашен.

Но это - финал. Силовое разрешение конфликта, в котором все обвиняли всех и каждый утверждал, что его правда - подлинная.
Кто против того, чтобы в районе была хорошая школа?
Но разве можно пилить деревья и сносить детскую площадку?
По словам зам. префекта САО И.А. Бояринова, весь конфликт вообще вызван тем, что жителей своевременно, т.е. до утверждения проекта, не проинформировали о том, что именно предстоит построить во дворе их дома. (Мы добавим от себя, что людям слишком поздно объяснили, что двор их дома принадлежит г. Москве, следовательно, распоряжаться им вправе только московская исполнительная власть - мэрия/ префектура/ управа). Резюме - при дефиците информации люди практически бессильны повлиять на решения власти и ее действия. При отсутствии нормально функционирующих органов местного самоуправления такие конфликты, как на ул. Костякова, 6/5, могут происходить везде. Это - в сухом остатке.
Но нам хотелось бы остановиться на некоторых аспектах этой истории, которые заслуживают отдельного внимания.

Школа и бизнес
Дети - это наше все.
По тому, как к ним относится общество, можно судить и о самом обществе. Когда речь идет о столь капитальном проекте, как пристройка к школе, критики обязаны молчать - ну разве можно выступать против того, чтобы детям жилось лучше? Пока критики молчат - бизнесмены действуют.

С точки зрения экономиста, описываемый нами процесс представляет собой заурядную операцию: есть деньги (говорят - бюджетные), которые передаются проектировщикам и строителям. Те (разумеется, небескорыстно) начинают возведение объекта. Чем крупнее проект - тем он дороже, а значит, выгоднее. Поэтому проектировщики и строители кровно заинтересованы, чтобы этот самый объект был не просто большим, а грандиозным! И вряд ли кто-то из них начнет работать бесплатно - даже ради детей. Это было возможно в первые годы Советской власти, когда на субботниках ремонтировали паровозы, носили бревна и т.д. и т.п. Сейчас мы имеем рыночную экономику с вполне предсказуемыми законами и нормами поведения. Вот он - крупный подряд, участвуйте в конкурсе, побеждайте - и зарабатывайте. Другое дело, что архитекторы и проектировщики "увлеклись" - и залезли в своих смелых мечтаниях на территорию двора соседнего дома. Но это уже, как говорится, лирика. Главное - бизнес. А когда речь идет о хорошей прибыли, предприниматель, по словам Маркса, готов забыть и родную мать. Тем более, когда идеологическим прикрытием для банального стяжательства является столь святая вещь, как "детское счастье". Потому давайте смотреть на строителей спокойно - они не звери, они просто делают бизнес. Но только ли они?

Как можно заработать на детях?
При всей ужасной постановке вопроса - в нем, с точки зрения экономиста, опять же нет ничего предосудительного. Например, всем детям нужны учебники - потому-то за издательский заказ Министерства образования идут битвы со стрельбой. Или возьмем случай попроще. В наших школах учителя после уроков вполне легально могут вести кружки и секции, дополнительные занятия. Конечно же, родители школяров не возражают, чтобы за их чадами присмотрела любимая учительница, тем более, что когда ей немножко платишь - из рук в руки, она, глядишь, чуть пореже будет ставить двойки. При этом учитель получает лишь часть денег, не самую большую, остальные средства поступают в распоряжение администрации, ну примерно так, как в аэропорту над таксистами всегда есть старший (бригадир), - жить-то ведь нужно всем, в том числе и руководителям. Бизнес, конечно, маленький, но ведь никто про миллионы и не говорит.
Естественно, когда полезная площадь школы становится больше, возможности для бизнеса также возрастают. Например, в новом физкультурном зале ставятся тренажеры - и пожалуйста: там, где днем занимаются дети, вечером можно пустить взрослых (это мы не про 218-ую школу, а вообще).
Новый школьный комплекс через какое-то время сможет претендовать на статус гимназии или лицея, - и вот уже государственная общеобразовательная школа, в которую могли ходить все окрестные дети, превращается в элитное учебное заведение, в которое могут ходить не все, а те, кто в состоянии заплатить. Беда в том, что дети, у которых родители не столь богаты, обречены на обучение в школах, которым, скажем так, не повезло (расположены они на отшибе, директор у них не хозяйственник и т.д.).
Конфликт вокруг пристройки к школе - это не противостояние передовых школьных идей и строительных технологий с нервными бабушками из подъездов. Налицо вполне прозаичное столкновение "хозяйствующих субъектов" с их бизнес-интересами и людей, не занимающихся бизнесом и не зарабатывающих деньги на детях.

Бедные родители
Бедные, бедные родители! Кто из них не отдаст всего ради драгоценного своего ребенка! И как легко и просто можно воспользоваться этим, чтобы заработать денег.
Расчет предпринимателей от образования строится на все усиливающемся в нашем обществе желании как можно быстрее попасть "из грязи - в князи". Уж больно быстро мы хотим стряхнуть с себя рабское сознание совковой жизни. Уж больно быстро мы хотим попасть в международную элиту ("Твой-то куда пойдет - в Сорбонну, или в Оксфорд? Мы решили, что лучше Кембриджа нет ничего!").
Но за вполне понятным желанием жить лучше родители (в том числе и в нашем случае) забыли о базовых принципах образования. Его нельзя купить. Вернее, корочку диплома - можно, а Образование - нет. Образование дают Учителя с безупречной репутацией, для которых все равно, откуда пришел к нему ребенок - из Москвы или архангельской деревни и кто у него папа и мама - рабочие или дипломаты. Такие Учителя самой жизнью своей не дают повода заподозрить их в чем бы то ни было неприглядном. Такие Учителя никогда не станут прикрываться детьми ради достижения тех или иных целей. Они скорее пойдут за своими детьми в лагерную печь - подобно Янушу Корчаку; им и в страшном сне не привидится возможность использовать своих подопечных, манипулировать ими или, выражаясь современным языком, подставлять их…
Как? Где? Когда? - спросят нас родители.
А тогда, когда ваши дети ходили на "экскурсию" в местный орган власти с нарисованными (видимо, по чьему-то поручению) лозунгами - "Не хотим учиться во вторую смену!" или "Дети - тоже люди!". Может быть, они сами, видя, как не получается у коалиции "Администрация школы + строители + местные власти" сходу начать строительство, как-то вечерком, оставив на время Гарри Поттера, сели и нарисовали эти плакаты? Честно говоря - не верим. Сейчас уже все равно, кто конкретно надоумил детей на столь впечатляющие акции, но они прошли, и раз Школа допустила это - значит, грош ей цена.
Но, впрочем, о чем это мы? Кто об этом помнит? Еще раз: дети - это такой же бизнес, грязноватый, конечно, но, вполне реальный. А уж тем более, когда к делу подключаются строительные компании, я вообще удивляюсь: а как это детишки не стали кидать камнями в митингующих жителей?
Образование утрачивается тогда, когда дети становятся свидетелями маленьких сделок родителей и учителей с собственной совестью. И пусть сейчас многие из ребят еще ничего не понимают, где-то в подсознании у них уже отложилось, что сильный - всегда прав, что деньги - решают все, и права человека в нашей стране и в нашем городе - это пыль.

А что же выборные?
В этой истории нас поразила и абсолютная пассивность наших депутатов - всех уровней. За исключением единственного (!) районного советника - С.Е. Вдовина, который резко осудил действия власти.
Все остальные промолчали, а это: другие районные советники, депутаты МГД и ГД - г-жа И.М.Рукина и г-н В.Н. Лысенко, господа мэр и вице-мэр. Времени у них, вероятно, не хватило. Наверное, все они обсуждали ужасные последствия террористического акта в театральном центре на Дубровке, или боролись с наркотиками, или… да мало ли государственных дел нужно решить нашим народным "трибунам"! Жаль, что у них не нашлось ни одной минутки за две недели, чтобы просто приехать и посмотреть на "поле сражения". И наверное, не нужно быть большим социологом, чтобы понять, что люди, защищавшие свои права, за этих "выборных" голосовать не будут.

Вместо эпилога
Солдаты были вызваны тогда, когда стало ясно, что люди из дома 6/5 по ул. Костякова просто так свой двор, свои деревья и свою детскую площадку не отдадут. В течение двух последних недель октября строители неоднократно пытались снести забор, отделяющий школу № 218 от двора, но всякий раз техника отступала - невозможно, право, класть бетонные блоки на живых людей!
О дальнейшем говорить горько и стыдно. Невзирая на петиции, выступления прессы (а к этому моменту по поводу конфликта высказались не только мы, но и "Версия", "День", ТВ-программы "Город" и "Вести-Москва"), строители под прикрытием безропотных солдат первого года службы и офицеров милиции, достаточно пассивно исполнявших приказы префектуры САО и Управы района, "демонтировали", т.е. снесли, детскую площадку и убили (именно так - убили!) деревья, росшие во дворе.
Солдаты, стоявшие в оцеплении, сами не понимали, почему в момент, когда вся милиция и все спецслужбы охотятся на чеченских террористов-камикадзе, они занимаются таким неблаговидным делом. Как говорят в таких случаях, власть показала свою силу - отдала приказ. Армия и милиция его выполнили. Беда лишь в том, что силовые структуры были задействованы против собственного народа.Мы могли бы много еще рассказать о том, как все это происходило, но, вероятно, в этом нет смысла. Все и так ясно. Права человека, мораль, этика - все это интересно лишь тем, кто попал под пресс…
Ну и может быть, "Новому Тимирязевцу", который продолжает грустное повествование о строительных эпопеях в нашем районе.
Юрий Щегольков

Hosted by uCoz