н о в ы й
Т И М
И Р Я З Е В Е Ц        Вернуться    

  № 6 (18)  май  2003       независимая газета Тимирязевского района   Тел./факс 945-53-20 

 
ТРАНСПОРТ

 Заблудившийся трамвай

 

От редакции:
Нет, наверное, никого, кто не любил бы наш 27-й трамвай. Его история — это история Тимирязевского района, история Москвы. Сегодня трамвай — чуть ли не единственное средство передвижения для малообеспеченных жителей. К сожалению, общедоступный транспорт сегодня не в чести, московское правительство заботят в первую очередь интересы автовладельцев. Перегруженный автомобилями город задыхается. Для того чтобы как-то решить эту проблему, расширяются улицы и шоссе. И практически всегда первыми жертвами расширения становятся трамвайные пути. А сами трамваи уходят на другие маршруты, а затем – на утилизацию. 
В этой рубрике мы публикуем два материала, посвященных трамваям в Москве.


Издательский дом ПРЕНСА   

Москва, Беговой проезд, 7. 

Тел. 945-53-20  


 

На грани исчезновения оказался музей московских трамваев. Раритетные вагоны, многие из которых знакомы современным москвичам по художественным фильмам, стоят прямо под открытым небом. По словам специалистов, спасти уникальную коллекцию можно. Надо только найти помещение. Однако пока дальше обещаний чиновников дело не идет.
Уникальный музей московских трамваев может вскоре прекратить свое существование. Раритетные вагоны, суммарный возраст которых составляет не одну сотню лет, а рабочий стаж каждого исчисляется многими десятилетиями, ржавеют и рассыхаются под открытым небом в отстойнике трамвайно-ремонтного завода.
«Ценность этой экспозиции заключается в том, что выставленные здесь вагоны в подавляющем большинстве сохранились до наших дней в единственном экземпляре в мире, максимум – в двух, – говорит заместитель директора московского Музея городского и пассажирского транспорта Михаил Егоров. – То, что здесь выставлено – натуральные образцы, не муляжи и не подделки».
Самый старый экземпляр – конка на электрическом ходу – вагон серии Ф, получившей название за световой фонарь на крыше. Пассажирам запрещалось ездить в нем стоя, а светильники в салоне были из хрусталя. Именно такие вагоны в 1905 и 1917 годах переворачивали революционные массы, возводя баррикады. Есть в музее и послереволюционная модификация 20-х годов, лишившаяся и цветного фонаря на крыше, и хрустальных светильников. Его так и назвали БФ – «Бесфонарный». 
«Для широкой публики самый известный вагон «Коломенский Моторный» – КМ. Он снимался во многих фильмах – «Место встречи изменить нельзя», американском фильме «Миссис Ли Харви Освальд», «Мастер и Маргарита», «Покровские ворота», «Холодное лето 53-го», – рассказывает сотрудник музея Игорь Руженцев.
Вагон с бортовым номер 2710 стал одним из киносимволов старой Москвы. Он до сих пор стоит в зимнем «гриме». Но кинематограф для него – лишь хобби: трамвай возил пассажиров вплоть до 1974-го года. Импортные вагоны имели меньшую мощность и не могли взбираться по крутым столичным улочкам. С ним закончилась эпоха деревянных трамваев. 
После войны закрытый Тушинский авиазавод стал выпускать цельнометаллические вагоны. «Люди старшего и среднего поколения наверняка помнят такие вагоны, как МТВ-82, — говорит Игорь Руженцев. – Эти вагоны пошли в массовое производство, так как осталось много алюминия, заготовленного для нужд авиации».
Все трамваи в рабочем состоянии, на ходу. Реставраторам и ремонтникам потребовались для этого годы напряженной работы. Несколько лет назад экспозиция располагалась на территории трамвайного депо «Бауманское», ее мог посетить любой желающий. От иностранных делегаций отбоя не было – ведь московская коллекция трамваев считается одной из лучших в мире еще и потому, что она полная: здесь собраны все модели вагонов, ходившие по столице. Однако по территории Бауманского депо проложили монорельсовую дорогу, а трамваи-ветераны свезли в отстойник и забыли. Будет ли музей когда-либо открыт вновь, неизвестно.
Михаил Егоров считает, что судьба музея зависит от столичного правительства. Музею должна быть выделена территория. Деревянные вагоны не рассчитаны на хранение под открытым небом.
Энтузиасты как могут поддерживают жизнь старинной техники и грезят о музее по типу лондонского или амстердамского, где раритетный транспорт берегут как национальное достояние. Но пока дальше обещаний московских властей выделить музию площадку в далеком и неудобном для посетителей Строгине дело не идет.
Александр Карпов

 

По Ленинградскому проспекту отменят движение трамваев
До конца текущего года планируется демонтировать трамвайные пути на Ленинградском проспекте столицы. Проект реконструкции Ленинградского проспекта от Беговой улицы до станции метро «Сокол» утвердил своим распоряжением первый вице-мэр Москвы Владимир Ресин. За счет ликвидации трамвайных путей Ленинградский проспект будет расширен. Во время реконструкции строители проложат новые сети коммуникаций: водопровод, газопровод, дождевую канализацию и кабельные линии. После замены инженерных коммуникаций будет обновлена проезжая часть общей площадью 70 тыс. 205 кв. метров и тротуары на площади 1тыс. 200 кв. метров. На благоустраиваемой территории высадят 200 деревьев, 980 кустарников, устроят 48 тыс. кв. метров газонов и 1тыс. 750 кв. метров цветников, а также установят новые опоры троллейбусной контактной сети. 
Предполагается, что для компенсации 23-го трамвая будет увеличено количество машин на 86-й троллейбусный маршрут. 
Вместе с тем, общественный комитет «Москвичи за трамвай» сообщает, что демонтаж трамвайной линии на Ленинградском проспекте, предполагаемый планом реконструкции проспекта, не решит проблемы пробок, но приведет к усугублению транспортной обстановки в городе.
Такое решение является серьезной ошибкой, считают в комитете, снятие линии приведет к целому ряду негативных для города последствий. 
Будет разрушена прямая связь многих районов северо-запада Москвы с Ленинградским проспектом, что доставит множество неудобств москвичам. Предлагаемые методы компенсации снятого трамвая не смогут восполнить даже половины потерь. Значительно возрастет нагрузка на троллейбус, метро и пересадочные узлы. Метро при этом будет использовано наименее эффективно, для поездок на 1-3 станции. В результате время поездки увеличится, а расходы на транспорт возрастут за счет пересадок и смены видов транспорта. 
Ликвидация удобного и быстрого общественного транспорта сведет на нет положительные последствия расширения: бывшие пассажиры трамвая — а это далеко не только пенсионеры, но и сотрудники многочисленных организаций, студенты — теперь будут выбирать: стоять в пробке в троллейбусе или в той же пробке — но в своей машине. Если хотя бы 50 пассажиров каждого трамвая пересядут на авто — получаем 50 машин вместо одного вагона. В результате — новый виток автомобильных пробок. 
Как утверждают в комитете, в настоящее время около 80% москвичей передвигается по городу на общественном транспорте, поэтому в первоочередном порядке необходимо учитывать их право на быстрое и комфортное перемещение по городу. Тем более, что в данном случае решить проблему автомобилистов и разгрузить магистраль можно без ущерба нанесения значительного вреда большинству москвичей — путем сохранения трамвая. 
В прошлом году местными жителями был организован митинг, удалось отстоять трамвайную линию и уберечь ее от закрытия из-за реконструкции Беговой улицы. После многочисленных обращений граждан в мэрию был построен разворотный крут трамвая в 1-м Боткинском проезде, и 23-й трамвай был сокращен лишь незначительно. Однако сейчас необдуманное наступление на трамвай продолжается. 
Единственное решение проблемы переполненных улиц и автомобильных пробок — общественный транспорт, убеждены в общественном комитете «Москвичи за Трамвай». Это уже поняли на Западе, где в настоящее время динамично развивают трамвай, идущий отдельно от машин. В Европе и Америке уже признали, что это самый эффективный метод борьбы с пробками в крупных мегаполисах. Новые линии появляются повсеместно, в США за последние 12 лет открыто что-то около 520 км линий, а власти таких мировых столиц, как Лондон и Париж, несколько лет назад вновь пустили трамвай и в настоящее время продолжают строительство новых линий. Во многих странах мира трамвай и другие виды общественного транспорта повсеместно имеют приемущество перед личным автомобильным транспортом, в то время как в России этот приоритет не соблюдается.
Служба мониторинга ИД ПРЕНСА

 

  Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz