н о в ы й
Т И М
И Р Я З Е В Е Ц        Вернуться    

  № 5 (17)  апрель 2003       независимая газета Тимирязевского района   Тел./факс 945-53-20 

 
КТО ЕСТЬ КТО

 Власть и торговля-2

 

Зам. главы Управы Тимирязевского района по вопросам потребительского рынка отвечает на вопросы «НТ»


Издательский дом ПРЕНСА       

Москва, Беговой проезд, 7. 

Тел. 945-53-20  


 

В прошлом номере, воспользовавшись визитом в окрестности Тимирязевского района мэра Москвы Ю.М.Лужкова, мы начали разговор о торговле вообще и проблемах потребительского рынка в САО в частности. В конце той статьи мы обещали вернуться к теме в следующем номере, что и делаем. На наши вопросы отвечает М.Н. Калинников — заместитель главы Управы района по вопросам потребительского рынка.

 — Михаил Николаевич, должность у вас хлопотная?
— Да, безусловно. В Тимирязевском районе — более 400 предприятий, занимающихся торговлей. Плюс в нашем, так сказать, ведении находятся и многочисленные граждане, пытающиеся торговать несанкционированно, т.е не имеющие на эту торговлю разрешения. Всего в Управе района этими вопросами занимается 5 человек. 
— Чем занимается отдел потребительского рынка в Управе района?
— Прежде всего мы обеспечиваем контроль и координацию деятельности.
— С какими проблемами вы сталкиваетесь в своей работе?
— На сегодняшний день основная проблема — это уже упомянутая несанкционированная торговля. Такие места — я бы сказал, не «горячие точки», а «жгучие» — это подземный переход возле дома 43 по Дмитровскому шоссе, метро «Тимирязевская» и железнодорожная платформа. Здесь вы всегда сможете купить семечки, цветочки и одежду «секонд хэнд». Местные и приезжие бабушки пользуются тем, что контроль соответствующих служб метрополитена и железнодорожников ослаб, и чем дальше, тем больше занимаются торговлей с рук.
— И какие у вас есть рычаги воздействия на нарушителей?
— Совместно с милицией мы регулярно проводим рейды по территории района. К сожалению, дух предпринимательства у населения высок, и нарушителей достаточно много. Но, завидев наших сотрудников в сопровождении стражей порядка, бабушки разбегаются, а когда рейд заканчивается, все через некоторое время возвращается на круги своя. И каких-то других, реальных мер воздействия на пожилых женщин у нас нет. Посудите сами: ну что мы или милиция можем сделать против предприимчивых старушек? Мы не можем даже посадить их в машину для составления протокола. Как-то раз сотрудники ОВД «Тимирязевский» привезли одну из злостных нарушительниц в суд, а судья, увидев, кого мы к ней доставили, задала резонный вопрос: «Ну и что мне делать с этой женщиной?» Вот и получается: мы вроде и боремся с несанкционированной торговлей, но силой здесь ничего не сделаешь, должна победить экономика. Люди должны понять, что любой товар лучше покупать в хорошем магазине. Пусть он будет дороже, но зато уровень ответственности и качества работников магазина гораздо выше, чем у некого лица без определенных занятий, продающего товар сомнительного происхождения на грязной станции. Силовыми методами с незаконной торговлей справиться нельзя — сколько ни ходи с милицией, людей как магнит будет притягивать «ходовое место». Значит, надо это место занять и предоставить его для цивилизованной деятельности. Мы сейчас предлагаем установить такие торговые точки в переходе по адресу Дмитровское шоссе, 43.
— А что можно сказать о торговле на рынках?
— Да вы писали об этом в прошлом номере… Наш район выгодно отличается от других тем, что у нас два неплохих рынка и оба пользуются популярностью у населения. Так, когда мы в прошлом году временно закрыли Тимирязевский рынок на санобработку, то в день бывало до 30 звонков — люди требовали немедленно открыть торговые павильоны. С другой стороны, без санобработки работать нельзя, это только кажется, что от всех проблем можно защититься дома. Безусловно, рынки нужны — даже несмотря на недостаточно высокое качество продукции и услуг.
— А что можно сказать об организованной торговле?
— Мы осуществляем контроль и следим за соблюдением правил. Первая инстанция, куда предприниматели и потребители обращаются, это Управа района. Есть спорные ситуации, где мы выступаем в роли третейских судей, стараясь примерить конфликтующие стороны. Не всегда это удается, но большое количество конфликтов мы все-таки улаживаем, так сказать, мирным путем. Когда это невозможно, отправляем людей в местное отделение общества защиты прав потребителей (ул.Флотская,1), даем собственную характеристику конфликта, которая, кстати, не всегда может совпадать с тем, что требует недовольный покупатель. 
— Давайте поговорим о социальной значимости торговли. Безусловно, люди хотят, чтобы те, кто продает им товары повседневного спроса или первой необходимости, не стремились на этом получать сверхприбыли, чтобы предприятия торговли участвовали в районных социальных программах. Могли бы вы отметить кого-нибудь, кто как-то положительно проявил себя в этом деле?
— Конечно. Вы уже писали о магазине для ветеранов — «Деан» (Дмитровский проезд, 4). Несмотря на не совсем выгодное расположение, магазину удается поддерживать низкие цены при соблюдении стандартов качества. При этом, помимо торговых инспекций, магазин контролирует и районный Совет ветеранов. Здесь необходимо отметить и следующее. В последнее время структура потребительского рынка в районе стала меняться, торговля с тонаров и лотков уходит в прошлое, в районе все больше и больше появляется сетевых магазинов. Если говорить о торговле продуктами, то на сегодня самый большой, но подчеркну — не самый лучший, это «Пятерочка», а в скором времени у нас еще откроются магазины «Дикси» и «Дешево». Безусловно, для того чтобы привлечь покупателя, магазины идут на снижение цен, распродажи, другие маркетинговые хитрости. В любом случае, увеличение точек продаж неизбежно приводит к ценовой конкуренции, в результате покупатель только выигрывает. Если говорить о социальных аспектах, многие магазины добровольно участвуют в различных городских программах — в частности, выделяют средства на установку домофонов в пятиэтажках (на сегодня не все жители могут себе этого позволить), перечисляют средства на выполнение различных социальных программ. У них достаточно узкий перечень использования — только в район и только для жителей. 
— Вернемся к проблемам. Вот недавно мы были у станции метро «Дмитровская»…
— Да, еще одна «жгучая точка». Возможно, вы знаете, что в Москве разрешения на торговлю дают не только городские власти, но и федеральные. В частности, Министерство путей сообщения выдает разрешения на право торговли торговым точкам в зонах, прилегающих к железнодорожным магистралям. Повлиять на сложившуюся на сегодняшний день ситуацию мы не можем, ведь у МПС даже милиция своя.
— Взаимодействуете ли вы с коллегами из других Управ, скажем, из Управы Бутырского района? 
— Если говорить о соседях по Северному округу — здесь все нормально, но Бутырский район находится в Северо-Восточном округе, нас разделяет «федеральная» железная дорога, в результате — взаимодействие у нас получается не таким, каким оно могло бы быть. 
— А что можно сказать о проходящей сейчас кампании по сокращению точек быстрого питания — палаток с шаурмой, пончиковых и т.п.?
— Понимаете, мы не можем своей властью закрыть кого бы то ни было, но если говорить о шаурме, то в настоящее время мы (а мы — это не только Управа, а, например, еще и Санэпидемстанция) не даем разрешения на открытие новых точек с подобной продукцией и не продлеваем старые разрешения.
— Наш последний вопрос: как вы можете охарактеризовать процесс постепенного «вымывания» предприятий службы быта торговлей? Есть ли какие-либо программы поддержки таких предприятий? 
— На самом деле, если раньше эта проблема стояла довольно остро, то сейчас мы являемся свидетелями того, как после насыщения рынка торговыми структурами предприниматели обратили свое внимания на оказание бытовых услуг. В частности, в нашем районе открывается новый многофункциональный центр по предоставлению бытовых услуг населению — Дмитровское ш., 25. Но, не скрою, нам достаточно трудно убеждать предпринимателей, получающих высокую норму прибыли на торговых операциях, заниматься оказанием бытовых услуг населению — в силу хотя бы того, что потребление этих услуг в разы меньше потребления товаров. Мы должны на федеральном уровне поддерживать предприятия службы быта. А поддержка — это льготные арендные ставки, более низкий уровень налогообложения.
— Есть ли у вас пожелания к жителям района?
— Мне очень приятно будет это сделать, особенно с помощью «НТ». 
Дорогие тимирязевцы! Поздравляю всех вас с майскими праздниками, Пасхой. Надеюсь, что вместе мы сможем решить все проблемы в нашей жизни.
Интервью провел Ю.Щегольков
 

  Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz