н о в ы й
Т И М
И Р Я З Е В Е Ц        Вернуться    

  № 3 (15) март 2003       независимая газета Тимирязевского района   Тел./факс 945-53-20 

 
ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 Постный стол: история, значение рецепты

 

Великий пост начинается за 49 дней до Пасхи, длится семь недель и его целью является духовная подготовка верующих к встрече великого праздника — Светлого Христова Воскресения. В этом году Великий пост продолжается с 10 марта по 26 апреля.


Издательский дом ПРЕНСА       

Москва, Беговой проезд, 7. 

Тел. 945-53-20  


 

Во время Великого поста по церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза — на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, святителя Григория Двоеслова — 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста — Чистый понедельник — и предпоследний — Великий пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуют проводить вообще без пищи.
Нередко постный стол отождествляют с вегетарианским. Однако это неверно, так как в рацион постного стола не входили продукты, составляющие основу вегетарианских блюд (например, масло, молоко, сметана, сыры, яйца). В то же время для приготовления праздничных постных блюд использовалась рыба — отварная, копченая, соленая или сушеная, но не жареная, так как для жарения используется масло. В постный стол входили также раки, крабы, креветки, омары, устрицы. Исключались, однако, некоторые продукты растительного происхождения — такие, как морковь, свекла, красный перец, помидоры — на том основании, что в них якобы присутствует кровь, с которой отождествляли их сок.
Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси и имеют византийское, греческое происхождение. В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни разных столетий ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца 17 века на Руси распространены были только капуста, чеснок, лук, огурцы, редька и свекла.
Из первых блюд были распространены щи, уха, рассольники. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле (когда это позволялось делать), подовые и печеные. В постные нерыбные дни пироги пеклись с грибами, маком, горохом, соком, репою, капустой и разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги с всевозможнейшими породами рыб. Особенно любимы были пироги с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на конопляном, маковом или ореховом масле. 
Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь, символом масленицы были пироги с сыром и хворосты — вытянутое тесто с маслом.
В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную каши с постным маслом, овсяный кисель, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.
В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом, ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи. Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на Невском проспекте, выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в монастырях. В одном из лучших трактиров Петербурга, «Строгановском», во время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы, а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.
Пожалуй, самое распространенное и не требующее усилий старинное блюдо для поста — тюря. Это холодная еда из подсоленной воды с кусочками хлеба и репчатым луком. Толокно приготавливали из овса, обжаренного, точнее, выдержанного в продолжение ночи в уже не слишком горячей, но достаточно теплой русской печи. При такой процедуре белки зерна изменялись, денатурировались, а мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, но зато хорошо набухала в воде и быстро загустевала. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой, немного подсоленной воде. Оно было любимым лакомством детворы. Из загустевшего толокна дети лепили рыбок, петушков, зайчиков — и забава, и вкусно, и голод прогоняет.
Великий пост — самый продолжительный и самый строгий из всех многодневных постов. Церковный Устав различает четыре степени поста: «сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты; «варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла; «разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся; «разрешение на рыбу» — в Великий Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье — вход Господень в Иерусалим. В субботу и воскресенье разрешается вино и растительное масло. С понедельника до пятницы положено «сухоядение» и «варение без елея». Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде. Пост — это вовсе не диета, необходимая для сохранения здоровья физического, а соблюдение умеренности во всем для здоровья нравственного..
 

  Вернуться на главную страницу

Hosted by uCoz